Около тридцати лет я путешествую с рюкзаком в летнее время по Алтаю. Не одна, конечно, а в составе групп или вдвоем с мужем. Естественно, очень часто знакомые и друзья (те, которые к туризму не имеют никакого отношения) задают вопрос, а как же со зверьем удается расходиться мирно?

Звери и полудикие домашние животные, конечно, бывают разные и от вероятных встреч с ними в походах никто не застрахован. В нашей походной жизни такие встречи тоже происходили, но без близкого контакта, без ранений и ушибов.

Хочу сказать, что мы ни разу не встречались с волками, они вполне могли быть где-то неподалеку, но на глаза не попадали, даже ночного воя мы никогда не слышали.

А вот с медведями приходилось встречаться, но слава богу, не нос к носу. И уж если он заорёт, то впечатлений от его рёва хватит надолго.

В 2007 году в походе от Семинского перевала до реки Катунь, мы, переночевав в лесу, около первого Туюкского озера, отправились по долине реки Курата (район горы Сарлык), левым бортом реки. Слева от нас была гора, справа в некотором отдалении узенькая Курата. Впереди виднелся густой лес и на краю леса маленькая избушка. В какой-то момент заметили, что от избушки верхом на лошади отъехал человек. Всадник пересек долину и скрылся за невысокой горкой.

Мы же продолжали идти к лесу с избушкой. С нами тогда были двое ребят из Санкт-Петербурга, они с Георгием шли впереди и увидели, что из леса (где мы углядели избушку) вышел медведь. Я достала свои очки, чтобы рассмотреть зверя и тогда только поняла, что это медведица с медвежатами. Медвежата были маленькие и косолапили за мамашей. Нас они не замечали и шли навстречу. А мы тоже шли им навстречу в некотором беспокойстве и соображали, как нам мирно разойтись.

На фото - та самая избушка:

Изображение

Наконец, медведица учуяла нас, резко повернула и стала быстро уходить в гору. Медвежата жались к ее задним лапам и нисколько не отставали от нее. Поднявшись наверх, медведица скрылась за хребтом, а потом вышла оттуда и пошла вдоль гребня горы в том направлении, куда шла понизу.

Мы длительное время наблюдали за ней, оглядываясь назад. На ночевку остановились в лесочке, у ручейка, неподалеку от избушки. Ночью было тихо, только под утро со стороны избушки громко залаяла собака, слышна была возня и рык другого животного, возможно медведица вернулась.

А вот другая история, долина реки Актру, 2008 год. Мы встали на стоянку в самом начале долины, справа, там было место с костровищем и столом. Рядом небольшой увал, а дальше высокая и крутая травянисто-лесная гора. Мы ходили в тот поход втроем со своим давним другом Игорем.

Утром Георгий пошел с фотоаппаратом поснимать пейзажи и цветочки. На костре варилась каша для завтрака, мы с Игорем вели неторопливую беседу рядом с костром. Вдруг неожиданно раздался какой-то рев, мы замолкли в замешательстве, пытаясь осмыслить, что это было. Похоже медведь. Мне показалось, что он над нами из кустов заорал. Не успели опомниться, как рев повторился, но более сурово! Стало страшновато.

Я стояла и растерянно рассматривала склон, где виднелась среди леса открытая полянка, в какой-то момент заметила там движение живого существа, но я не акцентировала свое вниманиена на этом, поскольку нам угрожала опасность здесь!

Я машинально схватила крышки от котелков и загромыхала ими, побежав в ту сторону, куда ушел Георгий минут 15 назад. Там его не было. Затем мы с Игорем опрометью, громыхая крышками, понеслись по ступенькам наверх на увал. Выскочив наверх, снова не обнаружили Георгия, а зверь тем временем удалялся, продолжая орать. Скорость его удаления была приличной.

"Гоша!" - в ужасе заорала я. "Иду", - спокойно ответил он откуда-то слева. Слава богу живой и мы с Игорем спустились обратно. Георгий и не предполагал, что мы бегали его спасать, он думал, что мы приглашаем его завтракать. Он еще по пути раздумывал говорить нам о медведе, который находился в кустах выше его, или не говорить. А медведь - то хотел припугнуть фотографа, который снимал цветочки недалеко от него.

После этого Георгий и Игорь ушли в радиалку к ледникам, а я осталась в лагере. Я все пыталась запомнить, какие звуки присутствовали в рёве медведя, но человеку трудно воспроизвести это. Мне казалось там было что-то похожее на резкое громкое "йяу". Только потом я вспомнила низкую темную фигуру на горе, двигающуюся вверх и в бок к перевалу. Это был медведь и был он довольно далеко, а звук ощущался совсем рядом.

Опытные люди говорят, чтобы не встретиться нос к носу с медведем, надо идти, посвистывая или напевая песенку, т.е. обозначить себя. Зверь уйдет. Если уж он идет в вашу сторону и не останавливается - развести костер или стучать металлическими предметами, чтобы он услышал вас. Известно, что медведь видит плохо, но очень хорошо слышит и чует запах. Нельзя бежать от медведя, он будет догонять.

Но я не могу представить свое поведение, если объявится рядом медведь. Ведь от испуга может отключиться мышление, например, упасть на землю и притвориться мертвым - это какое мужество надо иметь!?

Поэтому, когда я остаюсь одна в лагере, у меня горит костер и периодически я "позваниваю" котелками и присматриваю заранее дерево, на которое смогу забраться. Но такие меры действуют от нормальных медведей. Бывают и ненормальные - голодные, подранки или медведи, жившие раньше рядом с человеком (такие не боятся людей и идут к ним, в надежде получить еду).

Иногда туристы встают на стоянку на тропе, по которой медведь привык ходить. В этом случае он будет прогонять голосом, хрустом кустов и т.д. С нами было и такое. Мы начинали в ответ орать в несколько глоток и он затихал.

Кроме медведей опасны сарлыки, надо постараться не приближаться к их "скоплениям". Как правило, один самец имеет свое стадо и он в ответете за своих самок. Они также стараются уходить подальше от непрошенных гостей.

На фото ниже - сарлыки:

Изображение

Косуль, коз, козлов и лосей нам не попадалось. Только однажды, поздним вечером, когда мы уже засыпали в палатке, вдруг стал нарастать странный звук, как будто выше нас, вдоль косогора началось атомобильное движение, а затем этот звук сменился на топот копыт, удаляющихся вниз по ручью.

И тут же дважды раздался рёв зверя от ручья, который протекал от нас в десятке метров. Мы вышли с фонарем, кое-как разожгли костер у палатки. Никого вокруг не было. Мы не поняли, что это было, вероятно кто-то гнался за дикими козами.

В 2014 году мы решили съездить в Чемальский район без палаток, жили в гостевом доме и в одной из радиалок пошли в верховья реки Аскатки. Там есть козья ферма. Мы побывали там, поговорили с женщиной, которая пасла коз. Коза, что на фото, раньше была главной в стаде, а позже ее сместила другая.

Изображение

Эта белая коза выбрала меня в друзья и не отходила ни на шаг. Хотела, чтобы я погладила ее. Когда я отвлекалась на беседу, она подталкивала меня рогом, напоминая о себе. Видимо хотела, хоть чем-то отличаться от других.

Суслики, сурки, пищухи, бурундуки не опасны, но ловить их не надо, могут ведь укусить. В одном походе мы находились в верховьях реки Аккол три дня, были дневки и радиалки. Суслики поизучали нас и стали пытаться вытеснять, метя своей мочой наши вещи, лежащие в прихожке палаток. А пищухи даже близко не подходили к палаткам.

На фото ниже (сверху вниз) - суслик, сурок, бурундук, пищуха:

Изображение

А вот мыши любят погрызть любую упаковку, если чуют запах еды. Прошлым летом, на Мультинских озерах, мышь прогрызла ночью у нас новую спортивную (из брезента) сумку. Мне пришлось посыпать место вокруг сумки черным молотым перцем. Помогло.

Я уже где-то писала, что в Горном Алтае местные жители на лето выгоняют коров в горы, там у них рождаются телята, которые питаются молоком из вымени коров. Эти стада очень редко видят людей и немного дичают. Особенно они боятся "горбатых" (с рюкзаками) людей. Реакция коров непредсказуема, одни начинают истерично орать и метаться, другие окружают человека, выставляя рога вперед и пряча телят за собой.

Я лично испытала на себе, когда они с мычанием окружили меня на одном из перевалов, выставив вперед рога. Спас меня Георгий, разогнав стадо палкой. Ситуаций с коровами было множество, часто стадо просто пугалось и бежало с дикими воплями впереди нас, пока местность не позволяла убежать им в сторону.

Кони, когда пасутся самостоятельно, вне населенных пунктов, как правило, не подходят к чужим людям близко и к себе никого не подпускают. Но однажды с нами случился забавный случай. Мы с Георгием шли по дороге в село Каспа Шебалинского района, через обширную долину. В стороне, в низинке, паслось стадо лошадей. Нам были видны только их головы и шеи. В какой-то момент они все отвлеклись от своих дел и стали смотреть на нас. И спустя некоторое время все стадо побежало в нашу сторону. Вот уже видны их фигуры полностью и отчетливо видно, что они бегут прямо к нам. Я заволновалась. Что делать? Георгий успокаивает - не бойся. А кони-то продолжают бежать и я, не выдержав, рванула с рюкзаком в сторону редких деревьев. Георгий - за мной.

Кони, в какой-то момент, вдруг остановились, потеряв к нам интерес, и стали щипать травку. Видимо, опознали в нас людей. Но мне-то хватило впечатлений надолго!

Изображение

Однажды, во время сплава по Чарышу, когда мы плыли впятером на двух лодках, остановились на ночевку на поляне. К вечеру там появился небольшой табун лошадей. Кони, пощипывая траву стали приближаться. Опять я заволновалась и мы попытались их отогнать окриками, иногда бросали палки в них, но они не собирались уходить. Может быть они бы и не подошли близко.

Георгию пришла идея обернуться кому-нибудь в целлофан и просто пойти в сторону лошадей. Наш сын так и сделал, обернулся в целлофан и пошел на стадо. Вот это впечатлило лошадей, они ударились в бегство! Отбежав на приличное расстояние, остановились и долго стояли в недоумении. Затем ушли.

Всякие лягушки и ящерицы встречались почти повсеместно, мы никогда их не ловили. Встречались и змеи, но надо сказать, что змей в походах встречалось немного, они стараются заблаговременно уползти. Но, свою палатку, на всякий случай, стараемся не оставлять открытой. Мало ли что, вдруг какое-нибуль земноводное захочет погреться.

На фото ниже: щитомордник, он перепозал через дорогу:

Ящерица:

Насекомые, согласно Википедии, тоже животные. Особо опасные из них - клещи. Поэтому от них надо защищаться и желательно заранее поставить прививку. Они активны весной и в начале лета. Нас клещи кусали и не однажды, но пока все обошлось. Важно периодически осматривать друг друга на наличие клещей и, конечно, правильно одеваться.

Комаров в Республике Алтай очень мало, в отличие от Алтайского края. Поэтому мы и стараемся отдыхать (если туризм это отдых) именно в Республике Алтай (Горный Алтай).

Человек - хоть и не животное, тоже иногда может быть опасен, поэтому на ночевки мы старались устраиваться подальше от деревень и дорог, в кустарнике или среди деревьев, чтобы нас было не видно, во время сплавов останавливаемся на островах. Хотя в одну островную ночевку нас обокрали (ниже слияния рек Бии и Сарыкокша). Но там, видимо, за нами следили.

Раньше в Республике Алтай случались негативные истории, в том числе и с нами. Но в последнее время там стало поспокойнее, люди уже привыкли к туристам. А с нами был случай, когда в селе Балыкча (район южной части Телецкого озера) пьяный местный парень вымогал деньги и спиртное в магазине. Там даже было рукоприкладство с нашей стороны, когда этот парень, на улице, сев на лошадь, пытался наехать на одного из наших. Тогда нам помогла избежать более серьезных событий пожилая местная жительница.

Многое происходило в походах и почти все отражено в наших отчетах. Было и крушение нашей лодки на реке Уймень, и ограбление на острове на реке Бия (я выше упоминала об этом), и то, как тонула наша дочь на реке Чарыш (я с тех пор не сплавляюсь по Чарышу) и многое многое другое, но это другие истории....