(1 из 2)      << | < | 1 | 2 | > | >>

Недавно я нашла неопубликованный дневник похода, вернее, сплава по реке Бия 1993 года. Как давно это было!

Бия — замечательная алтайская река, вытекает из Телецкого озера. Сколько раз она пройдена нами до и после, описанных в дневнике событий, уже и не помню.

Сейчас хочу опубликовать этот дневник с некоторым редактированием. Состав участников того сплава: дети Алла (15 лет) и Рома (7 лет), взрослые — Георгий и Людмила — родители. Фотографии, которые будут здесь опубликованы, к сожалению, черно-белые.

4 июля. От Барнаула до Бийска мы добирались ночным поездом и рано утром прибыли в Бийск. Здесь железная дорога «закончилась», от бийского вокзала в село Артыбаш, что на Телецком озере, мы доехали на автомобиле. Рому постоянно тошнило, поэтому приходилось часто останавливаться. В Артыбаш прибыли только к вечеру.

Погода не радовала, по небу ходили черные тучи. Мы накачали резиновую лодку и отплыли, но дождь не дал нам далеко уплыть и мы опять вернулись на берег. Там перевернули лодку вверх дном и залезли под нее - переждать дождь с грозой.

Когда дождь стих, мы отправились осмотреть местность — где-то надо было ставить палатку. Там встретилась женщина, которая работала на одной из турбаз. Увидев «подмокших» детей, она пригласила нас ночевать на турбазе.

Мы с радостью заселились в предложенную комнату, с выходом на улицу. В комнате стояли две кровати; мы улеглись спать поперек, сдвинув кровати вместе. На фото — Алла на крылечке нашего временного жилья.

Изображение

5 июля. С утра погода опять плохая, тучи, солнца не видно. Завтрак приготовили на костре, вместо дров жгли деревяшки разрушенного строения.

К нашему костру подошла та милая женщина, которая приютила нас вчера. Она рассказала, что живет в Новосибирске, а здесь работает в качестве горничной. На этой базе отдыхают, в основном, новосибирцы.

Случалось, что приезжали люди из криминальных ... для проведения своих мероприятий. Так, незадолго до нас, они выясняли отношения с помощью огнестрельного оружия.

Эта женщина ( на фото слева) поехала сюда подзаработать и немного отдохнуть, но зарплату работникам турбазы практически не платили.

Изображение

Пока мы готовили еду, проснулись дети. Рома нашел головастиков в луже и бурундучка.

К обеду погода улучшилась и мы отправились кататься на лодке по озеру. Алла немного приболела и мы оставили ее в домике.

Берег застроен различными корпусами и «виллами», некоторые из них заброшены или разрушены. Можно заходить в любой и пожить немного. На этом фото — Алла во время прогулки по территории.

Изображение

Вечером мы сходили на пристань узнать, ходит ли какое-нибудь плавсредство к водопаду Корбу. Оказалось, на Корбу можно сплавать за 1000 рублей (на одного человека). Дороговато. А вот круизный пароход, который ходил на южную оконечность озера, теперь отменен.

6 июля. Корбу подождет до следующего раза. А сегодня — начало сплава по Бие. Доплыли до моста, который соединяет два села — Артыбаш и Иогач и причалили к берегу. Около моста, в Артыбаше, есть магазин и при нем пекарня, где надо купить хлеба. Очередь за хлебом была огромная, хлеб все время заканчивался.... Его выпекали снова и он опять заканчивался перед нашим носом.

Только к вечеру мы получили хлеб, одна булка стоила тогда 90 рублей. Лодку сторожили по-очереди Георгий и Алла. Рядом рыбачил местный житель и при нас он выловил на удочку огромного хариуса, сантиметров на 40 в длину!

Телецкое озеро у моста сужается и вода устремляется мощным потоком под мост. Здесь начало реки Бия. Первый порог на реке называется «Карлагач». Алла сказала, что это не порог, а «детский лепет». Далее замаячил следующий порог «Юрток», но мы уплыли в правую протоку.

Ночевать расположились на острове, вечером обнаружили на себе клещей. Срочно все друг друга проверили, детей отправили в палатку и запретили выходить.

7 июля. После завтрака собрались и поплыли, лодка у нас «ЛАС-5», за веслами Георгий, а мы все сзади. В носовой части в целлофан упакованы рюкзаки. На каждом из нас — спасательный жилет.

Вода в реке прозрачная, на дне видны мелькающие камни. Впереди — порог Кобыровский. Проплыли через порог все, т.е. детей на берег не высаживали.

Этот порог — просто волнение воды. Он состоит из двух частей, в одной камешки лежат ближе к берегу и вода бурлит около них, в другой части — валуны лежат посередине реки и создают валы (волны).

После Кобыровского собрались долго плыть, однако, вскоре снова послышался шум бушующей воды. Алла заволновалась, потребовала причалить к берегу и пойти посмотреть, что так шумит. Это оказался порог Пыжинский!

Вскоре началась гроза и мы переждали ненастье у берега, в лодке, прикрывшись целлофаном.

Изображение

Сразу после дождя решили идти через порог, но не с левой стороны, а с правой. Завелись (проплыли) против течения и рванули на правый берег.

К нашему удивлению, ближе к правому берегу обнаружился островок, незамеченный нами раньше. Здесь и решили устроить ночевку. Между этим островком и правым берегом текла тихая и мелкая протока.

Позже Алла записала в своем дневнике: «Плыли после Кобыровского порога и чуть сдуру не прошли Пыжинский — это порог посерьезней. Благо, я заставила их причалить к берегу. Вот сейчас лежим в палатке, на острове, перед Пыжинским и даже здесь слышен его зловещий шумок. Раньше он, видимо, назывался Кармановским, т. к. когда мы изучали протоки, на другом берегу нашли памятник. В семидесятом году на этом пороге погиб какой-то мужчина. Я боюсь. Хочу спать и писать больше сегодня не буду».

8, 9 июля. Прожили здесь два дня. Место это нам очень понравилось, отдыхали, плавали по протокам, словом, исследовали всю местность. Иногда Алла брала подзорную трубу и наблюдала за всеми нами. Подсушили мокрую обувь и одежду, кое-что постирали.

Погода наладилась, днем стало больше солнца, ветерок приносил приятный запах трав с поляны, которую местные приспособили для покоса. Чуть поодаль стоял стожок сена.

Для Ромы был сделан лук и стрелы, теперь он у нас, как Робин Гуд. На острове лежит перевернутая деревянная лодка с плоским дном. Мы использовали ее как сидение. За лодкой, в траве, позже обнаружили птичье гнездо и стали осторожничать, чтобы не потревожить птичку.

Изображение

В один из этих дней к нам пожаловал местный абориген - хозяин лодки. Он забрал ее и уплыл на другой берег проверять сеть и капкан, который он ставил на медведя. Когда вернулся при нем не было ни медведя, ни рыбы.

Перед закатом ежедневно появлялись комары и мошки, а днем всех нас донимали слепни. Часов с девяти вечера начинал дуть вдоль реки очень холодный ветер.

В последний день нашего пребывания на острове Георгий с Ромой сходили в Усть-Пыжу, в магазин. Мы с Аллой перевезли их через протоку, вернувшись, они принесли молоко, зеленый лук, салат, джемы, мед и рожки. Молоко и мед купили у местных, за лук и салат денег не взяли.

10 июля. Утром детей перевезли на берег и они пошли пешком, а мы, упаковав вещи в целлофан, пошли на порог. Мне этот порог не понравился, камни и сливы. Георгий умело маневрировал, но в одном месте мы все же ухнули в глубокую яму. Лодку, конечно, не перевернуло, но впечатлений хватило. Когда камни остались позади, пошли валы — отголоски порога. Порог Пыжинский находится на левом повороте реки перед впадением притока Бии — Пыжи.

Дальше поплыли все вместе. Вскоре замаячил порог «Щеки». Порог называется так потому, что русло реки разделяет на два рукова каменистый высокий остров. А рукава, огибающие его слева и справа выглядят, как щеки этого острова.

Детей мы высадили на правый берег (перед скалой), а сами прошли порог по левой протоке; там только одна сложность — при вхождении в порог есть слив около метра высотой.

Ниже, по течению, расположено село Кебезень, впоследствии мы ее назвали вороватой деревней. Многим сплавщикам она, наверняка, запомнилась именно такой.

Порог «Сарыкокшинский» прошли все вместе, он расположен перед впадением притока Сарыкокша и представляет собой огромные валы поперек всего русла. Этот порог нам нравился всегда, если хочется покачаться на огромных волнах, то - это сюда.

Позднее Алла записала в дневнике: «Остановились отдохнуть на слиянии Бии и Сарыкокши. Вода Бии резко отличается от воды Сарыкокши. Сарыкокша мутная, зеленоватого цвета, а Бия чистая и прозрачная».

Ночевали на левом берегу Бии, существенно ниже слияния этих рек.