(1 из 2)      << | < | 1 | 2 | > | >>

Я живу в Барнауле Алтайского края, но люблю проводить летние деньки в Горном Алтае (на современный лад в Республике Алтай). Надо сказать, я не сразу оценила природу этих мест. Впервые в Горный Алтай я попала после шестого класса. Тем летом в нашей школе набрали туристическую группу, в которую и попали мы с подружкой.

Было это очень давно. Туристического снаряжения у нас не было никакого, тогда нам срочно сшили рюкзаки, вернее заплечные мешки и отправили на турбазу "Юность". Руководителями были старшая пионервожатая, молоденькая учительница Лидия и десятиклассник. На турбазе нам назначили еще и инструктора по туризму.

Наверное, в "Юности" и походах было интересно, но мне больше запомнились не очень приятные моменты: тяжелые рюкзаки, лямки которых давили на плечи и огромные мозоли на ногах. Мы с подружкой иногда плакали и просились домой. Но нам было сказано, что путевки в этот лагерь нам достались бесплатно, поэтому, если мы уедем домой, то родители должны будут заплатить за наш отдых из своего кармана.

Также запомнились несколько дождливых дней на Чемальской ГЭС, когда перед сном нам давали водки, чтобы мы не простудились. Из-за дождей палатки, в которых мы жили, не успевали просыхать.

Где-то в районе этой ГЭС мы тогда стояли, а на экскурсию нас водили к старой ГЭС.

Изображение

После Чемала, пройдя до Усть_Семы, мы по мосту перешли на левый берег Катуни и остановились на ночлег сразу после моста. Наутро, после завтрака, руководители объявили, что надо хорошо почистить от сажи и копоти ведра, в которых варился завтрак. А лучшему "чистильщику" был обещан приз. Я, конечно, победила, но приза не получила. Моему возмущению не было предела и я требовала приза, от меня просто отмахнулись, как от мухи. Вот и верь взрослым!

А посещение Тавдинской пещеры чего стоило! На всю группу был всего один фонарик, который был у кого-то впереди идущего. А остальные, как стадо баранов, утыкалось в темноте то в стену, то друг в друга. У меня хватило мужества только на первый отрезок спуска вниз. До сих пор не могу понять зачем нас туда потащили. Там было темно, сыро и страшно!

На озере Ая нас дважды обокрали (тогда еще разрешали ставить палатки на берегу озера). Первый раз украли продукты, в основном сладости, которые мы собрали в отдельный пакет и поставили в палатку.

А второе ЧП на Ае произошло когда мы устроили конкурс маскарадных костюмов в честь завершения нашего основного маршрута. Призом для победителей были конфеты.

Как раз во время этого карнавала у нашей молодой учительницы Лидии появился ухажёр. Он красиво ухаживал за ней, но в конце карнавала выхватил пакет с конфетами из ее рук и скрылся в лесу.

Также меня разочаровала холодная вода Катуни, невозможно было искупаться и это летом-то. Речка Каменка, в которой мы привыкли купаться дома, была на порядок теплее Катуни. В Катунь зайти-то было невозможно, настолько было мощным ее течение.

Изображение

Купаться нам разрешали только в озере Ая, недолго и под строгим присмотром. Вода в Ае намного теплее, чем в Катуни.

Назавтра, после описываемых выше событий, мы вернулись к "Юности", и расположившись в лесочке, ожидали когда нас примут на турбазе. Тогда было заведено встречать туристов, прибывших с последнего маршрута общим построением отрядов с приветственными словами и вручением нагрудных значков "юный турист".

Так вот, ожидая, когда нас пригласят торжественно вернуться из похода, мы с девочками обнаружили на полянке красивый цветок, напоминающий башмак. Мы стали спрашивать у взрослых, как он называется? Уж больно необычен он был.

Наша инструктор по туризму сказала, что знает только "народное" название и прошептала что-то на ушко нашим руководительницам, после чего те стали смеяться. А нам так и не сказали. Тот цветок называется венерин башмачок крупноцветковый, но об этом я узнала значительно позже.

На фото венерин башмачок крупноцветковый:

Изображение

Более осознанное узнавание природы Горного Алтая появилось у меня, когда я в студенческие годы проходила практику в той самой "Юности", т.е. один сезон работала инструктором по туризму. Даже зарплату получала. У меня была группа четырнадцатилетних детей из Барнаула.

Но руководители этих деток с нами по машруту ходить не хотели, у них был свой Запорожец и они, в основном, отсутствовали вместе со своим Запорожцем. А их родные дети - девочка четырнадцати лет и мальчик шести лет ходили в составе моей группы.

Мне было чуть больше двадцати лет, но я справлялась сама. Но не потому, что я выдающийся инструктор, а потому, что дети были замечательные.

Все было неплохо, кроме одного случая, когда мне одной пришлось защищать своих подопечных от пьяных хулиганов. А было вот что: мы шли через лес к озеру Манжерок с еще одной группой. В той группе была девочка, которая понравилась кому-то из местных пацанов. Этот пацан со своими двумя друзьями пришли к той группе и стали требовать внимания понравившейся девочки.

Я не знаю, как и где они познакомились, но девочка, явно, была не рада этому знакомству. Чтобы разрядить обстановку мы незаметно увели девочку с собой и расположились на ночевку на берегу озера. Поужинав, мы разбрелись по палаткам.

Через некоторое время раздался крик из соседней палатки, кто-то обрушил колья и их палатка завалилась. Оказалось, что поклонники девочки добрались и до нашей группы. Они свалили, именно, ту палатку, где находилась эта девочка.

Палатку мы восстановили и я стала настойчиво отправлять хулиганов с нашей территории. Они, как ни странно, стали постепенно отступать. Я была вынуждена, выпроваживая их, уходить с ними от своей группы. Дети оставались без взрослых. Кроме того было темно, только луна тускло освещала округу.

Я боялась и за себя тоже. Мне было страшно, я одна, а их трое. К тому же, они были "под градусом". Не помню, какими словами удалось их убедить покинуть наш лагерь. Когда я возвращалась обратно из-за деревьев вышли мои девчонки. Они по-тихонечку, прячась за деревьями, шли за нами. Боялись за меня.