(1 из 2)      << | < | 1 | 2 | > | >>

Я живу в Барнауле Алтайского края, но люблю проводить летние деньки в Горном Алтае (на современный лад в Республике Алтай). Надо сказать, я не сразу оценила природу этих мест. Впервые в Горный Алтай я попала после шестого класса. Тем летом в нашей школе набрали туристическую группу, в которую и попали мы с подружкой.

Было это очень давно. Туристического снаряжения у нас не было никакого, тогда нам срочно сшили рюкзаки, вернее заплечные мешки и отправили на турбазу "Юность". Руководителями были старшая пионервожатая, молоденькая учительница Лидия и десятиклассник. На турбазе нам назначили еще и инструктора по туризму.

Наверное, в "Юности" и походах было интересно, но мне больше запомнились не очень приятные моменты: тяжелые рюкзаки, лямки которых давили на плечи и огромные мозоли на ногах.

Также запомнились несколько дождливых дней на Чемальской ГЭС, когда перед сном нам давали водки, чтобы мы не простудились. Из-за дождей палатки, в которых мы жили, не успевали просыхать.

Отдохнув в Чемале, мы отправились в обратную сторону, к селу Усть-Сема и там, перейдя по мосту через Катунь, остановились на ночлег у моста.

Спали в двухместных брезентовых палатках по 5 человек. Тесно не было, потому, что мы укладывались поперек. Укрывались все одним одеялом и одно одеяло расстилали перед сном на дно палатки.

Посещали Тавдинскую пещеру. Там было темно и сыро, не понравилось.

На озере Ая нас дважды обокрали (тогда еще разрешали ставить палатки на берегу озера). Украли продукты, в основном, сладости.

Изображение

На фото река Катунь. Купаться нам разрешали только в озере Ая, недолго и под строгим присмотром. Вода в Ае намного теплее, чем в Катуни.

В последний день основного похода мы вернулись к "Юности", и расположившись в лесочке, ожидали когда нас примут на турбазе. Тогда было заведено встречать туристов, прибывших с последнего маршрута общим построением отрядов с приветственными словами и вручением нагрудных значков "юный турист".

Так вот, ожидая, когда нас пригласят торжественно вернуться из похода, мы с девочками обнаружили на полянке красивый цветок, напоминающий башмак. Мы стали спрашивать у взрослых, как он называется? Уж больно необычен он был.

Наша инструктор по туризму сказала, что знает только "народное" название и прошептала что-то на ушко нашим руководительницам, после чего те стали смеяться. А нам так и не сказали. Тот цветок называется венерин башмачок крупноцветковый, но об этом я узнала значительно позже.

На фото венерин башмачок крупноцветковый:

Изображение

Более осознанное узнавание природы Горного Алтая появилось у меня, когда я в студенческие годы проходила практику в той самой "Юности", т.е. один сезон работала инструктором по туризму. Даже зарплату получала. У меня была группа четырнадцатилетних детей из Барнаула.

Но руководители этих деток с нами по машруту ходить не хотели, у них был свой Запорожец и они, в основном, отсутствовали вместе со своим Запорожцем. А их родные дети - девочка четырнадцати лет и мальчик шести лет ходили в составе моей группы.

Мне было чуть больше двадцати лет, но я справлялась сама. Но не потому, что я выдающийся инструктор, а потому, что дети были замечательные.

Все было неплохо, кроме одного случая, когда мне одной пришлось защищать своих подопечных от пьяных хулиганов. А было вот что: мы шли через лес к озеру Манжерок с еще одной группой. В той группе была девочка, которая понравилась кому-то из местных пацанов. Этот пацан со своими двумя друзьями пришли к той группе и стали требовать внимания понравившейся девочки.

Я не знаю, как и где они познакомились, но девочка, явно, была не рада этому знакомству. Чтобы разрядить обстановку мы незаметно увели девочку с собой и расположились на ночевку на берегу озера. Поужинав, мы разбрелись по палаткам.

Через некоторое время раздался крик из соседней палатки, кто-то обрушил колья и их палатка завалилась. Оказалось, что поклонники девочки добрались и до нашей группы.

Палатку мы восстановили и я стала настойчиво отправлять хулиганов с нашей территории. Они, как ни странно, стали постепенно отступать. Я была вынуждена, выпроваживая их, уходить с ними от своей группы. Дети оставались без взрослых. Кроме того было темно, только луна тускло освещала округу.

Я боялась и за себя тоже. Мне было страшно, я одна, а их трое. К тому же, они были "под градусом". Не помню, какими словами удалось их убедить покинуть наш лагерь. Когда я возвращалась обратно из-за деревьев вышли мои девчонки. Они по-тихонечку, прячась за деревьями, шли за нами. Боялись за меня.